Раз уж я отдыхаю дома на больничном (действительно отдыхаю, болела я на прошлой неделе), только время от времени решая разные рабочие вопросы по почте и телефону, и раз речь зашла о детской психологии, добавлю еще немного про школу.

Про то, что я ею довольна, писала много раз. Довольна по-прежнему, особенно на фоне рассказов окружающих, пошедших в другие школы за английским или чем-то еще, но речь сейчас не о том.

Когда Барса преодолел первые трудности, связанные с ранним возрастом поступления в школу, неспособностью читать на тот момент, полной безграмотностью весь 1 класс и частичной - весь 2-й, нарисовалась проблема мотивации.
Да, есть неофициальные оценки по 100-балльной системе по основным предметам, и многих даже смогли увлечь темой "а вот кто больше знает, кто лучше рассказал" и подсчетом баллов за контрольные и по итогам четверти. Но сформировалась и группа детей, которые либо уже принципиально ничего не делают ("мне это неинтересно и мне все должны, вот пусть и прыгают" - никто не прыгает, конечно, но деточки только сильнее обижаются), либо просто тихо спят на ходу. И живется им с низкими баллами в целом спокойно. Кому-то уже репетиторов нанимают, как выясняется, не лишая при этом гаджетов и доступа в сеть на майнкрафтовские сайты до ночи. У кого-то разведенные родители соревнуются, кто деточке больше денег даст. Весело, в общем.

И на этом жизнерадостном фоне у Барсы начал возникать вопрос: если нет разницы, зачем платить больше? а действительно ли имеет смысл быть в тройке лучших на немецком и на английском (ага, хвастаюсь), где-то в лидерах на математике и улучшать свои результаты по русскому и литературе, если другие вон чего - и ничего? При том что по английскому пока даже неофициальных баллов не ставят, разве что изредка смайлики в дневник. Вопрос возник тихонечко, ведь мать-ехидна и рявкнуть может, но возник, и надо было реагировать.

Основным доводом у меня давно было уменьшение трудозатрат: когда ты можешь сделать уроки за час-полтора, освобождается все остальное время, и это хорошо. Много успел в классе, написал отлично контрольную - вообще могут домой не задать. С утра выпил - весь день свободен. И мать-ехидна гладит по шерстке, а не орет. И учителя уже начинают отдельные косяки воспринимать как недоразумение, вглядываться - здоров ли.

Но все равно оставалась тема "а некоторые вообще ничего не делают и живут себе, из школы их не выгоняют".

И вот тут неожиданно всплыла финансовая сторона вопроса. После упомянутых ребенком как бы вскользь в очередной раз репетиторов я сказала, что удовольствие это небесплатное, озвучила известные мне примерные цены на подготовку к ЕГЭ по нескольким предметам, сравнимые со стоимостью подержанного, но приличного автомобиля или пары хороших путешествий... Не говоря уже о языковых курсах. И он проникся! То ли потому, что я заставляю его копить на Лего из карманных денег, то ли потому что ушки на макушке и туда постоянно влетает куча инфы, как я оптимизирую затраты, особенно на путешествия, и что это нам дает, но именно этот довод оказался для нас ключевым. Расходы на репетиторов его мозг отнес к категории нерациональных

В итоге я продала ему сформулировала это так: "Ребенок, мы тебе создали возможности для того, чтоб ты бесплатно получил то, за что потом иначе придется платить большие деньги, пользуйся!". Муж добавил: "И тратить кучу твоего личного времени, а сейчас ведь все равно в школе сидишь".

Ребенок внял, обрадовался и успокоился.